Насколько я объективен
У меня нет неприязни к Path of Exile, напротив, я оставил в игре половину жизни и считаю первую и вторую части лучшими ARPG, которые сейчас существуют. Diablo 3 или 4, Torchlight, любые соло проекты – хороши по-своему, но PoE уже долгие годы занимает пьедестал эталона жанра “бестолкового кликера”, как ее любят называть на форумах ребятки, которые дропнули после открытия древа пассивок. Ах да, вот же они:
Так вот, облизывать первую и вторую часть я не буду. Цель этой статьи – подсветить недочеты, к которым вы должны быть готовы.
Антихейт дисклеймер
У меня нет цели принизить PoE 2 или возвысить оригинальную PoE, я не собираюсь придираться или докапываться до мелочей. Эмоции после моего обзора поутихли, и после этого я провел еще 50 часов в Path of Exile, чтобы дать честную оценку по ощущениям. Все прекрасно понимают, что речь идет о раннем доступе, и что к релизу игру причешут и сделают “конфеткой”. Но никто не забыл, что “игра в раннем доступе от маленькой инди-студии” стоит 1400 рублей.
О механиках, геймплее, рандоме и удобстве
Path of Exile 2 меняет привычное, а точнее заставляет отвыкнуть от первой части. Поначалу этого не замечаешь, ведь игра постепенно разгоняется, ты все так же чувствуешь прогрессию, приятно файтишься с мобами и даже убиваешь каких-то боссов, получая с них лут. Только потом понимаешь, что лута на самом деле в разы меньше, а он не всегда подходит твоему классу. Здесь срабатывает первый “рандом-фактор”, о котором игроки флудят на форумах и пишут что-то в стиле:
Да блин, мы с другом оба качали варвара, в одинаковых билдах, только ему за всю кампанию выпало 8 уников, а мне 2. При том, что редких шмоток он тоже получил намного больше
У меня была та же история: мы с другом создали ренжерку и отправились качаться. Ему еще на нормальной сложности выпало два дивана, пока я полутал свой первый только на т1 мапе. Сферу удачи на прокачке я даже не увидел. Это определенно будут фиксить, как в первый день после запуска игры, только после новогодних праздников – до этого момента придется фармить в надежде на чудо.
Разработчики много раз говорили, что планируют замедлить игру по сравнению с первой частью. Но никто не говорил, как это будет ощущаться геймплейно. Фласки на МС убрали, нодов на МС в дереве почти не осталось, брать МС в Возвышении – сомнительная перспектива. Что остается? Искать боты на +30% к МС и довольствоваться этим всю игру, иногда находя святилища ускорения. Есть некоторые билды, которые не уступают первой части в скорости зачистки карт или убийства боссов, но они либо адски дорогие, либо собрать их придется минимум 200 часов с учетом прокачки.
К слову о прокачке: складывается ощущение, что разработчики сделали все, чтобы заставить вас страдать и тратить свое время. Если в первой части можно убивать босса хоть 5 минут, хоть 45, у него все равно останется столько ХП, где вы погибли, то в Path of Exile 2 вы всегда начинаете бой заново. У меня несколько раз были файты, где я оставлял боссу 1-3% ХП, меня ваншотило и мне приходилось проходить все заново. Никаких чекпоинтов на смене фазы, никаких дополнительных мобов для регена фласки – просто страдай, казуал. Это не вызывает чувство хардкорности и не дает мотивацию, а лишь провоцирует агрессию и желание сломать монитор.
Кстати, из плюсов прокачки: чекпоинты на локациях, не теряется экспа. Хотел продолжить список, но больше в голову ничего не приходит
Локации в игре нереальных размеров, даже с учетом того, что это не открытый мир, а классические коридорки. Иногда они настолько большие, что очередной раз задумываешься, как бы побыстрее найти чекпоинт, а то вдруг умрешь и придется бежать всю локу заново. Что еще забавно, метров за 20 до чекпоинта обычно стоит рарник, который может ваншотнуть. Ах да, а если все таки удалось погибнуть и реснуться, то все мобы респавнятся вместе с вами, и лишь Древние Боги знают, какие модификаторы они получат.
Еще один момент, который задел меня как фаната первой части – упразднение древа пассивок и слишком сложное испытание Возвышения. Если со вторым еще можно смириться, оно на то и испытание, чтобы быть сложным, то первое немного оказуаливает игру. Причем искусственно. И я уверен, что разработчики еще сотню раз переделают древо, пока не вернут его к состоянию первой части, где у тебя на один нод почти всегда распространяется 2-4 бонуса с большими процентами, что реально дает почувствовать прогрессию.
Сам геймплей чувствуется больше, ощущается движение персонажа и как ему “тяжело” использовать способности без скорости атаки. То есть в игре нет такого, что твой персонаж с двуручным оружием и легендаркой на +100500% к скорости летит по карте со скоростью Флеша. Хотя, если поставить блинк и найти легендарку на -4 сек кулдауна, кто знает…
О ломающихся компах
Лично я два раза поймал Kernel и офнувшийся комп, хотя многие говорят, что у них буквально сгорали комплектующие. После этого я почти сразу снизил настройки примерно в 2 раза, хоть у меня и неплохой ПК, и поставил лок на 60 кадров. Стало чуть лучше, но на т3+ мапах ФПС редко поднимается выше 40-45. Это же PoE, чего тут говорить.
Так даунгрейд или нет?
На самом деле нет. Хоть PoE2 и вышла медленнее, ее во многом оказуалили и сделали сложнее, все еще складывается ощущение искусственной сложности, это точно не даунгрейд. Это новый взгляд на ARPG, как и обещали разработчики: более понятный для обычных смертных, и более дерзкий для тех, кто так любит первую часть. Будьте готовы, изгнанники, что к вам за спину может зайти редкий моб с 5 модификаторами. И у него не будет при себе смазки.
А я пошел и дальше фармить мапы.