Заслуженно лучшая игра года

Baldur's Gate 3 после полного прохождения: открываем мир дружбы, предательств и побед

15 декабря 2023, в 21:00

Larian Studios, по моему мнению, выпустили лучшую игру этого года, даже несмотря на всевозможные проблемы на релизе и после него. У них получилось создать полноценную интересную основную историю, которая перекликается с рядом других событий. Даже после нескольких прохождений вы вряд ли увидете весь контент – этим Baldur's Gate 3 и запоминается.

Краткий экскурс в Dungeons & Dragons

Разные сеттинги в Dungeons & Dragons представляют огромную мультивселенную, и она не ограничивается лишь популярными Забытыми Королевствами с Фаэруном и Побережьем мечей. Эти вселенные состоят из Планов, которые являются плоскостями целых миров, где существует множество реальностей в мультивселенной. Их много, и они образуют так называемое "Великое колесо", которое представляет основу космологии мира Dungeons & Dragons. Для наглядности, покажу вам схематическое изображение Великого колеса.

Рассматривать каждый из этих Планов подробно было бы невозможно, так как потребовалось бы слишком много времени и текста, однако я попробую рассказать о тех Планах, которые имеют наибольшее значение и оказывают непосредственное влияние на события в Baldur's Gate 3.

Как видно из представленной схемы "Великого колеса", существуют верхние, внутренние, нейтральные и нижние Планы. О каждом по порядку:

  • Верхние Планы населены божествами и ангелами, где преобладает идея добра. Сюда относятся Боги и Ангелы: вторая категория разделена на Дэв, Планетаров и Соларов
  • Внутренние Планы включают Стихийные Планы (Джинны, Мариды, Ифриты и Дао), Страну фей (Фейри), План Теней (приспешники богини Шар) и Материальный План. Как раз таки последний – это планета Абейр-Торил, на которой происходит действие BG3
  • К нейтральным планам относится Эфирный и Астральный План. Первый – это бескрайнее пространство, куда могут переходить любые представители других планов, а второй – царство грёз и снов
  • Нижние Планы представляют собой миры, где доминирует идея зла. Самыми известными представителями нижних Планов, оказывающими влияние на миры смертных, являются Бездна и Девять Преисподних, которые также известны как Баатор. Тут, как вы могли понять, обитают Демоны всех калибров

Далее идёт серия событий, которые привели к постройке Врат Балдура и дальнейшей войне между Иллитидами и другими расами. Об этом рассказывать не будем, так как это спойлеры – во время своего прохождения вы и так поймёте, что к чему.

Larian Studios – любимцы комьюнити

Перед покупкой BG3 я не был знаком с жанром D&D и с играми Свена Винке, но огромный ажиотаж и интерес взяли верх. Оказываются, эти парни создали Divinity: Original Sin, которая хоть и пользовалась спросом, но была поломанной во многих аспектах. Например, вторая часть Divinity заслужила дурную славу из-за своей сырости. С течением времени студия отполировала свой проект до блеска и смогла довести его до ума.

Сегодня в индустрии игр уже стало нормой постоянно пересматривать и досконально изучать свои проекты, чтобы избежать появления потенциальных проблем, которые могли бы нарушить погружение игрока в геймплей и мир игры. Larian Studios, учитывая свой опыт и прежние ошибки в разработке, приняла шаг, который последнее время становится популярным среди разработчиков, как, например, было у разрабов Owlcat Games с их игрой Pathfinder – они разработали искусственный интеллект для проведения тестирования своих продуктов.

Ещё меня удивил подход Ларианов к простым игрокам – на старте BG3 получилась хорошей, но не идеальной. Всегда возникали мелкие проблемы, баги и ошибки, которые разрабы очень быстро фиксили. Уже прошло больше трёх месяцев с релиза, а Larian до сих пор прислушиваются к комьюнити и добавляют в игру новые фишки. Самой явной стало появление волшебного зеркала, которое позволяет изменить внешность вашего основного персонажа или наемника.

Почему эпилог вышел не раньше?

Как сейчас делают игры современные студии – выпускают сырой продукт и дополняют его DLC, которые чаще всего стоят как отдельная игра. Larian поступили по другому: в BG 3 они замутили отдельную большую историю, которая по ходу ваших выборов заканчивается по-разному. Лично я прошёл игру с хорошей концовкой, но мне не понравилась одна вещь. После битвы с финальным боссом мне дали выбор из трёх разных реплик, где только самая нормальная ведет к эпилогу. Хотя это и полноценным эпилогом назвать сложно, ведь история некоторых персонажей для меня так и осталась незавершенной. Если выбрать одну из двух других реплик, то в конце даже не будет эпилога, а покажут обычную сцену и титры.

В конце ноября Larian Studios выпустили обновление, в котором добавили различные фиксы, исправили баги и прочее. Самый прикол – это появление полноценного большого эпилога. Хотелось бы спросить, а почему вы его не доработали перед релизом или хотя бы в первый месяц после запуска? Да, я не спорю, я получил эпилог, но я так и не понял, что случилось с большинством персонажей после всех событий, но и заново перепроходить игру тоже не хочется.

В общем, для новых игроков появление эпилога станет хорошим дополнением, для фанатом очередным поводом перепройти игру, а для простых обывателей, как я, немного обидным фактором, что я не увидел жизнь своих любимых персонажей после всего, что с ними и со мной произошло за ~100 часов геймплея.

Опасное путешествие юного мага и лучницы

Однажды мы с моей подругой-эльфийкой Мерилой забрели в местное болото. Нам по пути встретили двое ребят, которые потеряли свою сестру Майрину и просили помочь нам её отыскать. Около реки стоит Чайной Домик, в которой живёт Тётушка Этель, которую местные жители прозвали “каргой”.

По легенде, она забирала силой людей и делала их своими рабами. Мы вооружились лучшими заклинаниями и стрелами, запаслись провиантом и побрели по дрезине к её дому. Нам на пути встретились грязевики, с которыми мы справились, но промочили все ноги и потеряли много здоровья.

Решили отдохнуть в лагере и поговорить о прошедшем дне, продумать план и снова ринуться в бой. Очередной день предстал перед нами суровым, ведь в Чайном Домике карги мы увидели ту самую девушку, которая пропала без вести. Оказалось, что Этель заманила её обманом: она пообещала девушке воскресить её мужа взамен на повиновение. В этот момент появилась сама Карга и сказала, чтобы мы уходили по добру по здорову. Благо, в сумке лучницы были специальные стрелы против монстров и нежити, поэтому мы решили особо не разговаривать с каргой и послали её куда подальше. Этель поступила умно: она решила уйти в подвал своего дома, где проводила чудовищные опыты над обычными людьми. Путь под землю мы нашли через зачарованный камин, за которым скрывалась магическая стена. Спустившись вниз, мы обнаружили окаменелые тела – благо, у меня в сумке было зелье снятия проклятия, но только одно. Я подошёл к статуе, аккуратно обработал её целебной жидкостью, и тут перед нами появился полурослик, потерявший все силы в заточении.

Оказалось, что карга испытывала на бедолагах свои зелья и заклинания, а когда понимала, что жертвы не выживут, обращала их в камень. Парень попросил нас вылечить его, но обычные заклинания ему не помогли. Через несколько секунд полурослик упал наземь, напоминая нам о нашей цели – наказании Тётушки Этель за её злодеяния. Разгадав загадку мистических стен и пробравшись в логово карги, мы обнаружили её саму и нашу девушку, которая висела над обрывом в клетке. Карга, недолго думая, подожгла клетку и напала на нас, но ведь мы не дураки. Эльфийка кинула в клетку бутылку с водой и потушила её, а я в то время пытался накинуть отравление на Этель. После такого дерзкого хода от нас карга призвала свои копии и постоянно парализовала наш отряд. Хорошо, что в нашей команде была Лаэзель, которая благодаря своей принадлежности к расе гитьянок может прыгать на дальние расстояния. Сблизившись с Этель и пронзив её своим клинком, она продолжала ей наносить кровоточащие раны и выводить из строя. Тут уже и я подоспел на помощь: применив заклинание “Электрическая рука”, я наносил ей урон током и добивал ей некромантией. Эльфийка в это время стреляла специальными стрелами издали и расправлялась с копиями, а варвар Карлах помогала своей яростью и верным молотом.

После долгой битвы мы всё же одолели каргу, но как оказалось после, в третьем акте она смогла воскреснуть и снова дала нам бой, в котором мы оказались в победителях, но об этом немного попозже. В её потайном убежище мы нашли множество отравляющих зелий с самыми изощрёнными свойствами, начиная от паралича и заканчивая проклятиями всех калибров.

Там же мы нашли специальный посох, который воскрешает мёртвых. Благодаря ему мы помогли девушке воскресить её мужа, правда только в виде мертвеца, ведь даже тётушка Этель не могла сделать уже мёртвого мужчину живым. Всё это был большой обман карги, которая обнадёживала бедолаг и заманивала их к себе в логово под разными предлогами, питая ими свою жизненную энергию и создавая всё более совершенные версии себя.

Вот так мы расправились со старой каргой, которая потом появилась в третьем акте в своей новой форме. Тогда она не стала придумывать никаких хитроумных планов и сразу ринулась в бой, но не учла одного факта: с момента нашей первой встречи я изучил много новых заклинаний, клинок Лаэзель стал ещё острее, а эльфийка Мерила набрала целую сумку стрел и масел. Бой выдался быстрым, карга снова повержена, но теперь навсегда.

Геймплей Балдура, как второе дыхание

Как и подобает жанру RPG, в этой игре вам доступен широкий спектр различных геймплейных фишек. До покупки BG3 я не был знаком с жанром RPG (вообще), поэтому эта игра стала для меня открытием во многих аспектах:

  • По времени вам придётся читать столько же, сколько исследовать открытый мир и сражаться
  • Много способностей, от изобилия которых разбегаются глаза

Одно создание персонажа заставило меня повозиться в меню настроек больше двух часов: всё начинается с выбора расы и класса, после предлагают выбрать черту характера, определённые заклинания или способности, характеристики и прочее. Всего этого в BG3 в достатке, а от вашего выбора зависит дальнейшее прохождение.

Перед тем, как сделать своего “чудика”, мне пришлось изучить тонну материала на Ютубе и на просторах необъятного интернета – все “эксперты” в один голос говорили, что имба классов в игре нет, но некоторые просто облегчат вам жизнь при прохождении. Например, Варвар и Воин способны проводить за один ход сразу несколько силовых атак, что на поздних уровнях прокачки помогает в самых сложных битвах. Хоть я и фанат прямолинейного геймплея в стиле “бей-беги”, в этот раз я решил поэкспериментировать с классом.

Мне захотелось создать великого мага, приемника Дамблдора – я выбрал ему класс “Волшебник”, наделил его чертой “Народного героя” и вкачал интеллект с харизмой. Главной моей ошибкой стало создание внешности: зачем то ради прикола я решил сделать героя угарным, но в меру. Я думал, что во время прохождения у меня получится зайти в местный “барбершоп” и хотя бы поменять причёску – в итоге такой возможности Larian не выкатили, а добавили её потом вместе с Волшебным зеркалом. Кстати, в моём прохождении оно не работало, но после начала новой игры всё починилось.

Имба класс для кастеров

Почему мой взор упал именно на Волшебника? Всё просто – в гайдах на Ютубе я увидел, что именно этот персонаж способен изучать заклинания из свитков. Правда, я не учёл тот факт, что заклинаний в запасе у меня может быть много, а вот использовать все сразу в бою нельзя. Тут я познакомился с геймплейной фишкой магов – подготовка заклинаний. Волшебники хоть и умнее Чародеев и Колдунов, но не способны в бою юзать много спеллов. Что уж говорить, ведь на последнем уровне прокачки мне было доступно лишь одно заклинание шестого уровня, хотя выучено было около 8 штук. Тут перед игроком встаёт проблема выбора – геймплейных механик в игре очень много, и за одно прохождение вы не сможете испытать их все. Вот и мне в моём прохождении приходилось выбирать между заклинаниями разных стихий и учитывать, в каком бою какие спеллы окажутся полезнее. Весь этот сложный выбор нивелируется возможностью подготовки любых заклинаний вне боя – за моё прохождение я успел выучить из свитков около сотни заклинаний всех уровней, и ещё около десятка фокусов, а также нашёл топовые шмотки и артефакты, которые позволяют бафать мои спеллы и призывать на помощь компаньонов.

Так, например, в бою против Архидемона Рафаэля в третьем акте я к себе на помощь призвал мозг по имени “Мы”, ангела-дэву и самого крутого огненного элементаля шестого уровня. Также благодаря вкаченной харизме я смог переманить на свою сторону помощника Рафаэля – этот момент наглядно показывает, что от вашей прокачки зависит как развитие сюжета, так и события в босс-файтах.

Игра с прописанными героями

На самом деле нет смысла брать каких-то имбовых персонажей на старте – в любом случае во время прохождения вам встретятся внутриигровые персонажи разных специальностей. Так, например, в моём прохождении до самого конца игры со мной странствовала гитьянка Лаэзель, которую я жестко прокачал: она носила с собой легендарный меч гитьянок, носила легендарную броню и могла наносить за ход до семи атак.

Игра позволяет брать с собой в стак до четырех персонажей, поэтому нужно уметь комбинировать классы. Я играл с другом, поэтому в моём прохождении в нашем лобби были Лаэзель (Воин) и Карлах (Варвар), а во втором акте мы поставили мод на расширение лобби и добавили туда Астариона, перевалифицировав его в Барда. По моему мнению, для лучшего прохождения в вашем лобби должны быть персонажи с силовыми атаками (Воины и Варвары), хилеры (Паладины, Жрецы или Волшебники) или универсальные классы по типу Барда, которого можно вкачать как угодно.

Чтобы узнать историю прописанных персонажей, по мере прохождения вам придётся брать их к себе в отряд и выполнять определённые миссии. Там вы сможете прокачать персонажей, получить новые квесты и найти новые шмотки. Ларианы учли вариант, при котором можно не проходить дополнительные квесты, а пробежаться по сюжетке только за ваших персонажей, поэтому тут вы вольны делать то, что вам угодно. В этом случае есть один нюанс – без дополнительных миссий вы отстанете в прокачке, поэтому апнуть максимальный уровень вы сможете только в конце игры. Мы же апнули его чуть раньше середины третьего акта.

Сюжет как книга, или книга как сюжет

Тут игра предстаёт в уникальном амплуа – каждое ваше действие отражается на сюжете и его развязке. Вы можете помогать одним поселенцам, воевать против других, развивать сюжет ваших компаньонов и брать их в свой отряд, выполнять короткие квесты сторонних NPC: всё это влияет на развитие истории. В игре 13 основных концовок, но количество вариаций переваливает за 14к, поэтому получить плохое завершение истории тут очень просто. Этим игра и цепляет – каждое прохождение уникально по своему, и в некоторых случаях я не понимал, почему тот или иной персонаж в конце игры у меня покинул лагерь или вовсе погиб. Я получил три варианта концовки в битве с финальным боссом третьего акта, одна из которых хорошая, а две других похожи друг на друга, но с небольшим изменением в контексте. Рассказывать о завершении игры я не буду, так как это спойлеры, но расскажу, как мне удалось окончить историю BG3 на хорошей ноте.

Шаги для хорошей концовки и приятной игры

Нужно тщательно исследовать локации и общаться со всеми NPC – в некоторых случаях их можно позвать к вам в лагерь и использовать как союзников, а другие дадут вам квесты, которые могут повлиять на сюжет или дать вам крутое оружие и снаряжение.

Помогайте всем – понятное дело, что гоблинам и приверженцам Абсолют поклоняться не стоит, так как это главные враги, но по возможности старайтесь выполнять миссии поселенцев и сторонних NPC, ведь многие из них помогут вам в конце игры.

Тратьте ресурсы – в моём прохождении мы с другом накопили 25к золота, кучу свитков, масел и зелий, которые так и остались лежать даже после битвы с финальным боссом. Всё из-за мысли “вот сейчас сохраню, а потом это мне пригодится”. Спойлер: не пригодилось. Поэтому если вы берёте какие-то масла, хилки или бомбы, не скупитесь тратить их при удобной возможности.

Забавная история из моего прохождения: в первом акте в одном из сундуков я нашёл обрубок магической палочки, которая могла один раз призвать огненный шар с уроном 8-48. На тот момент такой урон для меня был серьёзным, поэтому я оставил эту палочку на потом. После этого была битва с мини-боссом, с кучей противников, потом во втором акте заварушки были ещё опаснее, но палочка так и лежала у меня в сумке. Всё время меня посещала мысль: “Вот бы не забыть использовать этот артефакт в бою”, но с прохождением мои заклинания становились сильнее и разнообразнее, а про палочку я вовсе забыл. Прошли мы игру – палочка осталась неиспользованной, как и около 40 свитков, 50 масел и зелий в моём инвентаре.

Не бойтесь тратить очки заклинаний – этот совет относится к персонажам с магическими спеллами. Если вы используете, например, заклинание 2 уровня, то после его применения у вас отнимается одна ячейка 2 лвла. Восстанавливаются они у всех персонажей по разному: у кого-то после короткого отдыха, кто-то может заюзать действие или надеть специальную вещь, а кому-то нужно выпить зелье. Один факт объединяет все эти действия – все ячейки заклинаний восстанавливаются с долгим отдыхом.

Поэтому, если вы играете на лёгком или среднем уровне сложности, то не забывайте пользоваться лагерем и долгим отдыхом. Мы с другом играли на среднем уровне, и к концу второго акта у нас накопилось около 2,5к провианта, который мы пытались тратить до конца игры, но так и не потратили. Если вы играете на высоком уровне сложности, то в первом акте у вас будут проблемы с ресурсами, и пользоваться долгим отдыхом постоянно у вас не получится, но в дальнейшем прохождении вам также откроется эта возможность. Многие игроки отмечают, что после прокачки 8-9 уровня и по достижению 1к провианта играть становится скучно – для длительного сна игра просит всего 40 единиц еды, поэтому спать в этой игре можно постоянно, восстанавливая хп, ячейки заклинаний и действия. К сожалению, так и есть, ведь самый сложный бой у нас выдался в первом акте в Лагере Гоблинов. Там мы спустились вниз в колодец и повстречали королевского паука – мы потратили около 20 попыток, чтобы его победить, и у нас это получилось. Правда, пришлось потратить все заклинания, а из выживших персонажей остался лишь я, который воскресил и похилил остальных. После этого даже борьба с финальным боссом показалась нам обычной и не примечательной.

Стоит ли играть в BG3 и что мне дала игра

Для меня Baldurs Gate 3 – это лучшая игра 2023 года. Этот проект познакомил меня с жанром Dungeon & Dragons, о котором я знал только из роликов на Ютубе и из некоторых настольных игр. Перед покупкой я долго думал, буду ли я в него вообще играть, но после множества обзоров ютуберов и простых игроков я всё же приобрёл BG3 – и не пожалел.

На прохождение я потратил 65 часов, хоть и не любитель играть в синглы больше 30 часов. Параллельно я пытался проходить в соло за драконорождённого, но до финала я не дошёл: уж больно активным получились мои похождения в кооперативе. Большой открытый мир с кучей красивых и опасных локаций, интересные персонажи, топовая оригинальная озвучка, юмор, драма, предательства и всего подобного в этой игре с достатком. Поэтому, если вы любитель интересного не прямолинейного сюжета с кучей активностей и развилок, классного масштабного геймплея и возможности пройти приключение в кооперативе – Baldur's Gate 3 создана для вас.

Но куда же без минусов? И они нашлись, поэтому всем хейтерам представляю:

  1. Баги – ошибка сохранения 516 преследовала меня с середины второго акта, когда сломались торговцы. Не работало волшебное зеркало, не подгружались текстуры, а некоторые NPC во время своего хода либо просто стояли, либо использовали “Рывок” и проходили два шага

  2. Потеря интереса в битвах третьего акта – разрабы не предусмотрели, что игрок может изи раскачаться за два акта и наваливать криты в третьем отрезке игры. Никакой Рафаэль с 666 ХП или дракон Ансур не составили нам с эльфийкой Мерилой никакого труда их одолеть

  3. Третий акт – по сравнению с первым и вторым он выглядит нудным. Вспоминаю, как я в роли Волшебника со своим другом лучником-эльфом исследовали первые подземелья, сражались с опасными гоблинами и пытались убедить местных орков встать на нашу сторону, выкидывая критические неудачи. Во втором акте нас сразу поработила тьма, и нам приходилось убирать оружие и брать в руки факелы, мы теряли в дамаге и подставлялись под атаки рабов Абсолют. Искали путь к спасению Песни Ночи, отбиваясь от теней и исследуя местную психлечебницу. Третий акт же подарил нам огромный город, поделённый на две части, в котором хоть и было много активностей, но он оказался слишком большим и во многом пустым. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что мне надоело бродить по улочкам и искать дополнительные квесты, хотя хотелось исследовать мир полностью. Кстати, тут у нас забагалось пару доп миссий, которые мы так и не прошли

Но даже эти “глобальные” проблемы меркнут перед атмосферой, которая заставляет забыть о времени и реальной жизни. Тем более разрабы поддерживают проект до сих пор, постоянно интересуются мнением комьюнити, быстро фиксят баги и добавляют новые механики и плюшки.

Как итог, игра мне очень зашла, а моего другу, который отыгрывал эльфийку-лучницу, и вовсе проект показался “эпохальным”. Он так проникся историей и механиками, что решил пройти игру трижды, испытав на себе все концовки и отыгрывая разных персонажей со своим лором. Да что уж говорить, если параллельно с нашим совместным прохождением он шпилил в своей кампании, вообще не отставая по сюжету от нас, а где то и вовсе обгоняя. Удивительно, что даже после его третьего прохождения и 200+ часов в Балдуре он мне рассказывал о фишках и секретах, которые мы пропустили во время наших путешествий – к которым, к слову, мы подошли максимально скрупулёзно и исследовали абсолютно все уголки локаций.

Игра – шедевр, хоть и со своими косяками. Многим игровым студиям в нынешнее время стоит получится у Ларианов, как создавать игры. Видно, что парни создавали Балдур с любовью и для людей, а не для мешков с деньгами без собственного мнения. И помните: зло здесь за каждым углом. Смотрите под ноги, не вляпайся в него. Не разбрасывайтесь своей добротой, ведь доверие – это удел дураков… и мёртвых.

15.12.2023 21:00
0